С.Д.Руднева и Э.М.Фиш
Стефанида Дмитриевна Руднева (1890-1989) всю свою жизнь
посвятила разработке, совершенствованию и преподаванию метода
музыкального движения. Искусствовед, специалист по греческой
археологии, из дворянского рода фон Дервизов (по матери), будучи
яркой личностью, обладая огромной эрудицией, она учила не только
движению, но особому радостному мироощущению - ощущению свободы,
красоты, значимости в этом мире. Не случайно ее книга, которая была
издана в 2007 году Главархивом Москвы (спонсором издания было
Правительство Москвы) называется "Воспоминания счастливого
человека".
После выступления родоначальницы танца модерн
Изадоры Дункан (Данкан) в 1909 году в С.- Петербурге С. Руднева и
еще шесть девушек (выпускниц Высших Бестужевских Курсов) начали
собираться вместе и двигаться с музыкой.
"В пустом темном зале стоял рояль, на котором
горела свеча. Одна из нас играла. Часто это был Моцарт. Мы двигались
так, как подсказывала музыка. Мы старались не смотреть друг на
друга, чтобы быть искренними до конца. Мы не следовали слепо стилю
Изадоры. Мы взяли суть ее творческой концепции - психологическое
единство ощущения и его слияния с движением" (из воспоминаний С.
Рудневой, напечатанных в журнале Soviet Woman, 1980 г.)
Так родился метод музыкального движения и
студия "Гептахор" ("гепта"-греч.-Семь, "хорус" - Пляска), которая
отмечает свой день рождения 27 декабря, начиная с 1914 года. Как
точно отмечается на одном из современных сайтов, посвященных
искусству танца, "все создатели свободного танца видели в нем не
искусство для искусства - феномен элитарной культуры, - а часть
культуры демократической, массовой - в лучшем смысле этого слова.
Основатели свободного танца считали, что танцевать может и должен
каждый, и что танец поможет каждому развиваться и менять свою жизнь.
Одна из создательниц свободного танца в нашей стране, С. Д. Руднева,
видела в своем деле "главным образом его человеческую ценность,
значение его для формирования человеческой личности, обогащения,
просветления ее, необходимых для создания новой жизни"". (Источник)
В 1926 году студия под руководством С.
Рудневой стала государственной.
В то трудное для страны время работа в "Гептахоре"
проходила по нескольким направлениям. Это была и
художественно-артистическая, т.е. просветительская деятельность, и
поиск новой музыки, и рождение новых музыкально-пластических
упражнений, и работа по эстетическому воспитанию детей. Студийцы
преподавали в школах, училищах, в домах детского творчества, в
"детских домах" не только в С.- Петербурге и Москве, но и в области.
Дети и их родители были счастливы слышать и понимать музыку
Чайковского, Моцарта, Шуберта, Бетховена и др. композиторов.
Для тех, кто хочет продолжать заниматься
музыкальным движением, Стефанида Дмитриевна оставила уникальный
методический материал, в котором собрано и описано (с точки зрения
образа, потактового описания движения и правильного дыхания) более
300 упражнений. Много упражнений на развитие мышечного чувства (РМЧ).
Выпущено несколько учебников по музыкальному движению для занятий с
дошкольниками и школьниками, охватывающие упражнения 1-ого этапа. К
сожалению, не издан материал 2-ого и 3-его этапов.
В 1934-35 г.г. студия была закрыта, но
некоторые ее участники и их ученики продолжили работу по
музыкальному движению с дошкольниками в Ленинграде и в Москве Работа
с детьми и методическая работа продолжалась даже во время войны. В
послевоенные годы, в обстановке возрождения художественного
воспитания детей С.Д.Руднева была приглашена к участию в разработке
методических программ музыкального воспитания дошкольников. Взрослая студия вновь
возродилась в Москве в 1957 г. под названием "Смотрите: музыка!".
Занятия проходили в ДК "Правда" под руководством Эммы Михайловны Фиш
(1900-1976 г.г.) - ученицы, подруги и сподвижницы С.Д.Рудневой.
Всю жизнь до своей смерти в 1989 г.
С.Д.Руднева продолжала работу над музыкальным движением и помогала
тем, кто продолжил дело Гептахора. Она осуществляла большую
методическую работу, вела семинары и открытые уроки, предоставляла
для работы книги из личной библиотеки, вела обширную переписку
(см.раздел Литература), описала свыше 300 упражнений по методике
муздвижения, написала большую и подробную книгу воспоминаний. При ее
непосредственном участии был создан и издан ряд методических пособий
(см. раздел Литература).
С.Д.Руднева похоронена в Санкт-Петербурге на
Большеохтинском кладбище. В 2008 г. на ее могиле ее последователями
был установлен памятник на собранные ими средства."
Эмма Михайловна Фиш (Цильдерман) (1900-1976) начала
заниматься музыкальным движением на театральном отделении в
Институте Живого Слова в Петрограде и всецело погрузилась в эту
работу после перехода в студию "Гептахор" в 1922 г. По мнению
С.Д.Рудневой, у нее было "от природы поставленное движение".Она
стала одной из первых выпускниц студии в 1926 гг. В 1922-24 гг. она
по направлению студии "Гептахор" работала руководителем музыкального
движения в 222-й советской школе г.Ленинграда. Участвуя в концертах
и выступлениях студии, она сотрудничала и во всей творческой работе
"Гептахора", в разработке метода музыкально-двигательного
воспитания. В 1933 г., пройдя государственный переучет работников по
физкультуре, получила право вести музыкальное движение согласно
своей квалификации. Когда в 1935 г. студия "Гептахор" была закрыта,
Э.М.Фиш, наряду с еще тремя членами студии, была принята в
Московский областной Дом художественного воспитания детей и
организовывала и вела студии музыкального движения в Домах пионеров,
детских домах, школах и клубах.
В 1957 г. по просьбе ее бывших учениц из
детдома № 4, желавших продолжать заниматься танцем, Э.М.Фиш
организовала студию взрослых. Д.Д.Шостакович, а позднее и другие
члены Союза композиторов, считая метод музыкального движения одним
из действенных путей воспитания музыкальности, а также одним из
способов пропаганды классической (и советской) музыки дали этому
коллективу путевку в жизнь. Наиболее плодотворным периодом работы
этой взрослой студии под названием "Смотрите! Музыка!" стали занятия
и концерты в Доме Культуры газеты "Правда" в 1960 -1970 гг.
Э.М.Фиш была не только прирожденной
танцовщицей, но и уникальным педагогом. Она ввела практику
коллективного обсуждения творческих работ студийцев, когда свои
впечатления от увиденного сначала высказывали самые неопытные,
недавно пришедшие в студию участники, а затем уже остальные, и
только в конце Э.М.Фиш высказывала свое мнение. Это не только давало
очень многое для творческого развития участников, но и воспитывало в
них способность спокойно и внимательно относиться к критическим
замечаниям. Вот как вспоминает об этих занятиях студийка Лилия
Галковская:
"Эмма Михайловна относилась к этим занятиям с большой
ответственностью. Она была строгим и требовательным
преподавателем…….Благодаря ее строгости во время занятий была
идеальная дисциплина, мы внимали каждому ее слову, старались тут же,
после ее замечания, исправиться. Некоторые из нас приходили первый
раз на занятия неумеющими танцевать и слышать музыку. Через
некоторое время, благодаря ей, мы становились другими: наша душа
оживала, чувства углублялись, и мы уже могли понять глубину
музыкальных произведений и воплотить их через движение. Она могла
заставить зазвучать все струны нашей души." (Подробнее см. раздел
Отзывы).
В ходе занятий Э.М.Фиш решала задачи
усовершенствования основной двигательной техники, развития раздела
подготовительных упражнений. Студия музыкального движения продолжала
свою деятельность даже после закрытия ее в ДК "Правды" в 1970 гг., а
после безвременной кончины Э.М.Фиш ее подхватили наиболее творчески
одаренные и активные студийцы под методическим руководством
С.Д.Рудневой.
Советские музыкальные деятели, Союз
Композиторов, Институт Психологии и лично Д. Шостакович, Д.
Кабалевский, известный музыкант-теоретик Г. Головинский и многие
другие тепло отзывались о методе студии Гептахор и ее
последователей.
По сведениям родственников, Э. М.Фиш похоронена на Старом Лесном Кладбище
в Риге (Латвия).
Последователи метода стараются передать новому поколению
историческую ценность: постановки Изадоры Дункан, Стефаниды Рудневой
и Эммы Фиш.
По материалам Т.Трифоновой, Эвелины Цильдерман, Л.Амировой