О Музыкальном Движении в застойный период

Воспоминания Натальи Федоровой

 3. Период становления разных групп

Когда у Эммы случился первый инсульт, мы работали недалеко от МГУ в школе при "Орленке". Эмма просила Иру Ананьину продолжить уроки, она считала Иру самой подготовленной для этой роли. Ира действительно прекрасно вела уроки, и довела до конца года. Мы, ученицы Эммы, составили график и постоянно дежурили у Эммы. В одно из дежурств, когда меня уже должна была сменить Алиса, у Эммы произошёл второй инсульт. От него она уже не оправилась. Эммы не стало, Ира отказалась продолжать работу в новом учебном году, ситуация сложилась критическая. Вспоминая этот период работы в Музыкальном Движении в Москве, удивляюсь, как мы выжили. Именно слово выживание характеризует кратко этот период.

 



Лариса Амирова буквально бросилась на спасение Музыкального Движения. Она тогда работала в одном архитектурном НИИ на Юго-Западе; добилась разрешения создать группу Музыкального Движения в актовом зале по вечерам. Этот зал приютил нас на несколько лет. Зал был полон кресел, сколоченных в ряды, и каждый урок начинался с их перетаскивания и освобождения пространства. С ведением уроков Лариса все больше набиралась опыта и не одна я ей очень благодарна за этот энтузиазм и любовь к делу, которые чувствовали ежедневно. В этот тяжелый период в группе были из «стареньких» еще из Правды Эвелина Шауро, Валя Рязанова, Таня Воробьева и Миша Малышев; из «новеньких» Лида Егорова, Лариса Вареник, Ира Смирнова – Дмитриева, Вера Ткачева – Белозарович и дочка Алисы, Надя Пасынкова. Лида Осипова-Горячева и Таня Иванова – Трифонова занимались с детьми в Орленке (не знаю точно), они приходили в основном на праздники.

 

 

 



Слева направо: Лариса Амирова, Лариса Вареник и Наталья Федорова б) Лариса Амирова

В этом же зале проходили концерты, юбилеи студии, день рождения Айседоры. Как всегда они начинались со вступительного слова Алисы Пасынковой. «Старенькие» в основном приходили на концерты, на уроках бывали редко. Больше других из «стареньких», с нами выступала Таня Воробьева. С ней и Лидой мы танцевали Баха. Концерты, в основном, включали старый репертуар, но было и новое. В этот период на один из юбилеев я подготовила Марчелло, который очень хорошо был принят многими и, что особенно ценно, Стефанидой. С Надей Пасынковой мы танцевали музыку Генделя и Щедрина. Позже, когда Надя ушла, я долго продолжала танцевать одна Щедрина «Подражание Альбенису». Эта музыка Щедрина вызвала много споров. Стефанида волновалась, что такую музыку нельзя «пропускать через себя», что она может плохо сказаться на психическом состоянии. Мы уверяли, что отражаем это состояние со стороны, как бы разоблачаем и не погружаемся в неё. Лариса Амирова организовала наши выступления в культурной программе Олимпийских игр в Москве в 1980 г. и у нас была серия концертов в Саду Эрмитаж.

 





Слева направо: Наталья Федорова, Ира Смирнова – Дмитриева, Лариса Амирова и Лариса Вареник.

Эвелина Шауро организовала студию при Институте Африки, где она и Ира Смирнова – Дмитриева тогда работали. Мы занимались в актовом зале Института и просуществовали там два года. Эвелина очень ответственно и продуманно составляла уроки, объясняла много деталей и тонкостей. Мне она передала свой танец на музыку Щедрина. Она великолепный педагог! Я очень многим ей обязана, особенно в целостном движении корпуса и эмоциональном восприятии музыки. Великолепным примером нашей преданности делу является история одного концерта этого периода, когда Ира Смирнова–Дмитриева на 5-м месяце, нося двойню, выступала, т.к. не было замены в коллективных композициях, и все дружно её драпировали шарфами. Помнится, что тогда мы пытались менять форму костюмов; для военного марша Бетховена сшили красные спускающиеся треугольником вниз хитоны, это выглядело тогда очень необычно. Надо напомнить, что тогда практически было невозможно купить ткань для хитонов и они передавались из поколения в поколение. Так что всякие новшества в хитонах сначала воспринимались очень настороженно.
На несколько лет мы пристроились при клубе телефонной станции Юго-Западного района. Лариса Амирова опять составляла уроки. Старались сохранять танцы, созданные ранее. Среди уже упомянутых выше, восстанавливали, продолжали развивать и танцевали на несколько партий вещь Брамса, начало которой глубоко сделала еще Эмма, а потом танцевала Эвелина. Мы много танцевали современной музыки, которую великолепно играл пианист Володя. Музыка Шнитке впервые вошла в наш репертуар. «Старенькие» там практически не появлялись. Но в группу пришла Таня Князева, очень творческая и пластичная. Сначала она органично освоила партию Тани Воробьевой в прелюдии Баха и затем создала много оригинальных и вдохновенных вещей.

В эти же годы я училась ещё у Лидии Степановны Генераловой работе с детьми. Она тогда работала в детском доме, а по воскресеньям вела группу детей с 3-х до 7 лет. К ней ездили со всей Москвы. Сначала я только присутствовала на уроках и записывала построение урока и ее необыкновенную образную манеру разговора с детьми. Потом немного ей помогала и двигалась с детьми. Как-то на Новый Год она решила из меня сделать ёлку, сшили мне длинную темно-зеленую юбку и к рукавам свитера такого же цвета подшили нечто, что должно было напоминать ветки, на голове кокошник в виде ёлки. На празднике я танцевала танец ёлочки, потом все дети меня украшали, надевая бусы и, в заключение, дети танцевали и водили хороводы вокруг ёлки. Каково же было моё изумление, когда старший мальчик, знавший меня 2 года, мне сказал по секрету в конце праздника: « а я вас узнал, вы не ёлка, а тётя Наташа». Да, на всех уроках было такое полное погружение в музыку и действие.

 

 

 

Дальнейший период был ещё более смутный, у нас не было общего пристанища, встречались в разных местах, где была хоть малейшая возможность. С Таней Ивановой – Трифоновой познакомилась ближе и начала с ней работать именно в этот период. Ранее, как мне помнится, она не танцевала, а аккомпанировала на детских уроках в Орленке и посещала Семинар Стефаниды в ДК «Высотник». В этот период она работала в детском саду, где мы и танцевали. Мы с ней танцевали Моцарта, первую грустную и нежную часть танцевала я, вторую веселую и искрящуюся танцевала она, и в конце мы объединялись.

Вера Ткачева – Белозарович работала в музыкальной школе, она организовала там группу Музыкального Движения для подростков. Некоторые из нашего поколения к ней ходили на эти уроки, это Лариса Вареник, Таня Князева и я в том числе. После уроков было время для совместного творчества (Фигура 14). Мы с ней даже встречались вдвоём в выходные в пустой школе и танцевали все прелюдии Шопена с идеей сделать цикл. Она организовала там несколько лекций искусствоведа Волкoвой по истории искусства древней Греции, за что я ей очень благодарна по сей день. В связи с этим для меня остаются загадкой последующие события. Почему-то она не пустила меня на очередное выступление своей детской группы в одном музее, я туда пришла, ничего не подозревая, а там был буквально кордон против меня. Много позднее я должна была вместе с группой из Сан-Франциско выступать в той части Фестиваля, который она организовала, но на сцену меня опять же физически не выпустили. Но про эти Фестивали речь пойдет позже. Почему я попала в такую опалу у Веры, я не понимаю, не могу вспомнить никакого эпизода, слова, мысли, жеста с моей стороны, что бы могло привести к разрыву. Напротив, я всегда считала, что мы делаем одно важное дело. Все это оказалось для меня абсолютно неожиданным, новым в отношениях между участниками групп и очень тяжелым ударом.

Лариса Амирова организовала детскую группу в школе в Перово. Устроила несколько совместных выступлений детских групп. На них я привозила и свою детскую группу из школы на Серпуховке (о своих группах напишу подробнее ниже). Валя Рязанова тоже показывала своих детей. Вместе с этими группами были выступления взрослых. Валя Рязанова периодически устраивала встречи, праздники и даже запись на видео в своем зале в клубе Университета Дружбы Народов на Юго-Западе. Лариса Вареник и Таня Князева создали свои детские и взрослые группы, с большими сложностями, но с успехом работали и продолжают работать до сих пор. Ольга Кондратьевна Попова много лет преподавала Музыкальное Движение, очень глубоко и продуманно. Она пришла в него под влиянием Стефаниды, увидев выступление ее детской группы из Орехова-Зуева. Я не могу, к сожалению, считать себя её ученицей, посещала её уроки эпизодически, т.к. уже вела свои группы. Но встреч и разговоров о сути этого метода было много. Ольга как-то позвонила мне и просила обязательно присутствовать на уроке, т.к. ждала гостью из Франции Кэрол Пратл, одну из последователей Айседоры. После прекрасного урока Ольги и некоторых разговоров о единстве наших методов все разошлись. Вера подхватила Карол под руку и увела. Говорят, что они потом были близкими подругами. После этой встречи Вера сказала, что она за всех будет вести переписку с Кэрол. Правда, потом выяснилось, что переписка носила личный характер, а не от лица музыкального движения. После этой встречи и произошли события, когда меня не пускали на выступления.



Все эти годы регулярно устраивали концерты на разных площадках. Несколько раз выступали в доме Учёных, в Центральном Доме Работников Искусств. Принимали очень тепло, заинтересованно. Как сплошной кошмар вспоминаю только наше участие в каком-то сборном концерте в МГУ, когда нас выпустили среди грохота банд ударников. Все 3-4 коллективных номера, которые мы исполняли, мы боролись с залом. Сначала зал выл, но постепенно стал стихать и на прелюдии Баха нам даже показалось, что мы их немного угомонили. Это стало для нас хорошим уроком и впоследствии мы соглашались только на соседство с классической музыкой. Курьёзным было одно выступление в Доме Культуры Железнодорожников. Там было столько народа, что зрители стали вылезать на сцену. В итоге танцевать было негде, и я танцевала Марчелло на одном квадратном метре, практически под роялем. Часто на концерты приглашали разных деятелей в надежде, что кто-то поймет ценность идеи Музыкального движения и его методических основ, и мы сможем обрести свой официально признанный Центр. Но, увы, этого не случилось.

 

Продолжение

Вернуться на первую страницу материалов

Вернуться на страницу отзывов