О Музыкальном Движении в застойный период
Воспоминания Натальи Федоровой
4. Школа на Серпуховке и работа в театрах
Идея
начать самой работать с детьми и взрослыми появилась у меня в начале
80-х. Первая попытка открыть школу оказалось неудачной: я
договорилась с директором школы, повесила красивое объявление,
нарисованное папой, но на урок никто не пришел. Тогда я стала ходить
по классам – агитировать - и собрала первую группу. На следующий год
я расширила круг поиска и прошла по многим школам и классам. Для
солидности объявила конкурс и в жюри пригласила подруг из
музыкального движения. Потом уже таких проблем не было, информация
каким-то путем распространялась сама. Организовала три группы:
5-8лет (малыши, были девочки и мальчики), 9-13 (девочки) и женщины.
Работала 3 раза в неделю с 18 до 22ч, в некоторые периоды со
средними девочками работала ещё в субботу утром. В первые, самые
трудные годы работы студии, мне много помогала Лиля Галковская, она
приходила на уроки, советовала, организовывала встречи её и моих
учениц, совместные выступления. Все это создавало более живую
атмосферу и порождало больше интереса у учениц. Детский материал для
малышей я знала из уроков Генераловой и, в дополнение, пришлось
много освоить по книгам. После смерти Генераловой я получила её
архив, где была большая подборка нот. Перед отъездом я все отдала
моим ученицам и подругам, которые продолжили работу. Работать с
девочками было очень интересно, они увлеченно и с легкостью
осваивали музыкально–двигательные упражнения Гептахора. Работа с
женщинами приносила радость совместного творчества и теплоту общения
с прекрасными людьми.Сложно было с подбором музыки для
самостоятельной работы, особенно для малышей. Здесь мне очень
помогали пианисты, с которыми работала. Особое огромное спасибо
пианисту Александру Ракитину, с которым работала много лет вплоть до
отъезда в Бразилию. Из расстроенного инструмента с западающими
клавишами он ухитрялся создавать вдохновлявшую на танец музыку. Он
нам играл и свою музыку. Особенно всем полюбился его «Карабас–Барабас».
Малыши в полном упоении кидались в музыку, а Светлана Мосенко
«разгоняла» и направляла их.
Малыши
много танцевали под музыку Шумана (например: «Маленький романс»,
«Всадник»), Моцарта («Тоска по весне»). Особенно хороша везде была
5-ти летняя Ксюша Ферапонтова; очень серьезно и сосредоточенно
входила в новую музыку. Она прекрасно танцевала «Марш из Афинских
Развалин» Бетховена, то нежная, то несущаяся и порывистая. Лидия
Степановна Генералова любила давать малышам в руки какие-нибудь
предметы (колокольчики, ленточки, шарики...) и это досталась мне по
наследству. Да и многие эти предметы тоже перешли ко мне. Танцы с
шариками делали движения очень нежными; Лидия Степановна говорила,
что шарики не должны плакать, их нельзя обижать. Ленточки летали и
только иногда касались детских рук. Колокольчикам разрешалось
звенеть только очень музыкально, а в других частях музыки
помалкивать.
Учась
у Стефаниды и Эммы, мы и не предполагали, что где-то рядом в Москве
живут ученицы Айседоры. После того как их с проблемами вернули из
гастрольной поездки по США и И. И. Шнейдера (директора Московской
школы Айседоры) посадили, у девушек на долгие годы отбили желание
танцевать и даже говорить на эту тему. Только во времена перестройки
мы узнали о них. Знакомство с ученицами Московской школы Айседоры
Дункан внесло новизну в уроки и в подготовительную работу с
корпусом. Приятно вспомнить дружбу и помощь Лидии Ивановны Гичевой.
Я была на нескольких занятиях в её группе. Она с энтузиазмом
показывала разные упражнения Айседоры, провела несколько полных
уроков с моей группой девочек, а я только старалась записать за ней.
Другие ученицы Московской школы Айседоры Дункан, Елена Николаевна
Федоровская, Татьяна Яковлевна Терешко и Хачатурова К. Г. приходили
на наши выступления и делали полезные замечания. После встреч с ними
и совместной работы с группой из Калифорнии (об этом ниже) в
репертуар вошли упражнения и вещи в постановке Айседоры, например:
вальсы Шуберта («3 грации»), вальс Брамса («с лепестками роз»), этюд
Шопена («Арфа»), ноктюрн Шопена («Воскрешение»).
Стоят: Ольга Мазнева, Александр Ракитин, Елена Николаевна
Федоровская, Наталья Федорова, Татьяна Яковлевна Терешко, Гив
Лахути, Лидия Ивановна Гичева, К. Г. Хачатурова, Амирова Лариса,
Валя Рязанова
В первом ряду сидят: Светлана Мосенко, Аня Лезина, Лена Власова, Ира
Болдина, Дина Мазнева, Лика Кайкова, Лия Карачарова.
Вот
еще некоторые моменты из нашей жизни и выступлений. Для первого
общего выхода в наших концертах мы решили сделать марш на музыку И.
Сац к спектаклю «Синяя птица» для всех групп вместе. Начинали самые
маленькие. Первой всегда выходила 5-ти летняя Ксюша и танцевала
одна, а за ней тянулись все. Ксюша заводила змейку и все, свободно
танцуя, двигались за ней с радостью танцевали «Детский альбом»
Чайковского. Неаполитанская и немецкие песенки были поставлены ещё
Эммой. Немецкую песенку обычно все танцевали свободно и было много
творческих находок. Неаполитанскую песенку танцевали в постановке
Эммы. «Зимнее утро» танцевали все, Аня Лезина была самой
одухотворенной и очень тонко и точно передавала настроение музыки.
Интересно, что начиная работать над «Молитвой», девочки сначала не
знали как начать, а потом с вдохновением все двигались. «Баба Яга»
была сделана очень активно и бурно. На один праздник студии девочки
подарили танец «Белые ночи» из этого же альбома Чайковского. Лика
Кайкова исполняла партию фортепьяно и все танцевали. Во многих вещах
заводилой и главным постановщиком была Дина Мазнева. Она, как
пружина, ни на минуту не останавливалась и всех увлекала за собой.
Ее характер таков и до сих пор. Вместе с Олей Мазневой они создали
свою школу со многими группами и многими сотнями учеников, где
вдохновенно творят уже более 15 лет.
http://dance-o-dora.ru/index.php
Слева направо: Дина Мазнева, Светлана Мосенко, Лена Власова,
Лика Кайкова, Лия Карачарова – третья и вторая справа.
Во втором ряду: Ира Болдина, Наталья Федорова, Аня Лезина,
неизвестная, Александр Ракитин, Ольга Мазнева.
Когда
мы задумали танцевать «Полет Валькирий» Вагнера, сначала сделали
ревизию всех известных нам типов прыжков, которые могли бы
пригодиться в музыке. Среди них был и интересный прыжок с
предварительным скручиванием тела и быстрым раскрытием, придуманный
ещё Гептахором. Девочки по очереди, по одной или в паре,
выпрыгивали-выбегали из одного места сцены, а возвращались в
исходное место за кулисами, поэтому получался как неиссякаемый
источник. Количество участниц могло меняться и поэтому участницам
могли доставаться разные музыкальные фразы, а следовательно и
движения были разные. С радостью и волнением я наблюдала за
девочками в процессе их удивительного творчества танца, они слышали
музыку и всегда находились «в ней», даже будучи за сценой.
Одна
из первых самостоятельных композиций девочек была сделана на музыку
из Пер Гюнта Грига “В пещере горного короля”. Со временем и
творческим ростом девочек мы поставили всего Пер Гюнта. Было странно
вспоминать, что в начале нашего пути они не могли станцевать даже
маленького отрывка из Песни Сольйвег, а потом ярко танцевали всего
Пер Гюнта. Это была первая крупная постановка всего коллектива и
последняя вещь, которую я успела сделать с девочками до отъезда в
Бразилию. Светлана Михайлова попала ко мне в группу как пианистка, а
потом сама ощутила такую потребность движения, что мне опять
пришлось заняться поисками пианиста. Сейчас у неё своя школа в
Перово, много детей и она с большим вдохновением работает. Первая её
самостоятельная работа - «Колыбельная»
Грига, вся лиризм и порыв.
С
появлением в студии Оли Мазневой я ощутила сильную помощь, как в
танце, так и в жизни. Мы танцевали вместе много разнообразной
музыки, среди прочего сделали прелюдию № 24 Шостаковича и
Рахманинова (концерт №2 для фортепьяно и оркестра си минор, op 18).
Танцуя вместе, я всегда чувствовала отклик на моё малейшее движение
души, это всегда был танец с общением, действительно совместный по
духу. С Ларисой Вареник мы были всегда и везде вместе и много
танцевали. Поставили вдвоём токкату ре минор Баха и мелодию из оперы
Глюка «Орфей» на тему «Орфей и Эвридика». Мы вместе вырастали в
музыке, тянулись друг к другу, но наши кисти коснулись друг друга
лишь в конечной кульминации и сразу расстались навек. Глубинное
проникновение в музыку и полное отсутствие внешней пустой позы и
“красивости” всегда отличало Ларису. Она, как тонко настроенный
прибор, мгновенно чувствовала любую фальшь, «выпадение» из музыки и
замену истинной красоты показной мишурой. Танцевать с ней всегда
было легко и очень радостно, радостно от активного творческого
процесса будоражившего все тело и душу.
Всей
группой женщин долго работали над музыкой Бородина « В монастыре».
Интересна была эта работа и молитвами, и отзвуками колоколов. Особой
и очень трудной была музыка Шнитке (фрагмент из концерта №2) , мы
даже собирались специально - только чтобы сделать эту музыку. После
неё ничто другое невозможно было танцевать, эта музыка требовала
затраты всех душевных сил. Активными участницами и вдохновителями
были мои ученицы и подруги Оля Мазнева и Светлана Михайлова. Позднее
нужна была замена одной ушедшей участницы и Ира Смирнова–Дмитриева
органично вошла в коллектив. Выступали мы довольно часто, концерты
были в разных помещениях и разного состава: только мои дети; или
детские коллективы разных педагогов; или только мои группы - детские
и взрослые. Безусловно важным для нас был Концерт в Комитете
Советских Женщин с пианисткой Натальей Деевой. В Комитете была
устроена выставка картин моих родителей - художников Веры Алексеевны
Шубниковой и Николая Ивановича Федорова (http://www.nikolayfedorov.com/).
Среди работ был портрет Натальи Деевой. Выступали мои дети разных
возрастов. А потом танцевала я - сольные композиции.
Работа
в международном театре Арлекин внесла новые ноты в работу с детьми.
Когда Лидию Гичеву (ученицу школы Айседоры в Москве) и писателя Гива
Лахути (он написал и перевел ряд книг об Айседоре Дункан, написал
много статей и сделал несколько циклов передач об Айседоре на радио)
пригласили в качестве экспертов на спектакль “Айседора и Сергей”, им
не понравились дети, игравшие роль учеников Айседоры. Они
рекомендовали пригласить детей моей школы. Так мои ученицы Дина
Мазнева, Лена Власова и Светлана Мосенко стали участвовать в
спектакле. Для этого надо было подготовить разные номера, включая
что-то типа урока. В сольном танце Дина легко неслась в вальсе с
летающим шарфом.
По рекомендации Генриха Шнейдера, представителя
Эвритмии, меня пригласили давать уроки для драматических артистов
театра режиссера В. Брайгера. Там я проработала год и получила новый
опыт. В воспоминаниях Станиславского о встречах с Айседорой,
приводятся описания задач и методов работы над образом, которые без
всяких изменений относятся и к музыкальному движению. Поэтому и был
организован этот класс. Занимались на Таганке в центре Эвритмии.
Желающих обучаться было очень много. Артисты с прилежанием
занимались; чувствовалось как им трудно, особенно всякие
расслабления. Координация движений тоже вызывала проблемы. Они с
легкостью бросались импровизировать, когда я предлагала для этого
музыку. Но импровизация без достаточной подготовки тела и освоения
сути метода часто приводила к попытке копирования только внешней
формы ранее увиденного и не очень подходящего к данной музыке. Эти
артисты изучали ранее различные типы танца, но здесь оказались
совершенно не подготовленными, - как физически, так и эмоционально,
и чувствовалось, что одного года на освоение основ музыкального
движения для них явно недостаточно. …А на следующий год я уже была в
Бразилии...
Продолжение
Вернуться на первую страницу
материалов
Вернуться на страницу отзывов